Иван Михайлович Ямбердов - заслуженный художник России, заслуженный деятель искусств МАССР, лауреат Государственной премии Республики Марий Эл им. А.В.Григорьева. Он родился 16 сентября 1955г. в д. Чодраял Волжского района Республики Марий Эл. Художественное образование получил в Йошкар-Олинском художественном училище (1971-1975) и Московском государственном художественном институте им. В.И.Сурикова (1975-1981). Является участником республиканских, региональных, всероссийских и международных художественных выставок. Его персональные выставки состоялись в 1986, 1988, 1989, 1997, 2001, 2004 годах, вернисажи устраивались в Эстонии, Финляндии, Венгерском культурном центре в Москве. Во многих его картинах осмысливаются культурные традиции марийского народа («Поклонение», «Жизнь», «Белая лошадь», «Преломление», все -1993). Его герои находят параллельное воплощение и в образах природы, и в человеческом обличье. Антропоморфизм ассоциативно возникает в образе священного дерева, который сопоставляется с образом женщины («У старого дуба» -1982, «Рябинушка» -1998, «Июнь» -1992). Древо Жизни оказывается Овдой («Правитель. Око») и выглядит перевоплощением старухи с картины «Век» или «Эпоха» (из триптиха «Мироздание», 2003).

Новая мифология у И.Ямбердова предстает в характерных марийских архетипах: зоо-(лошадь, медведь, волк) и орнитоморфных образах (сова, лебедь, утка), образе мирового дерева, космических светил. Символ древа в его творчестве многолик: иногда это мощный дуб («Дубы» - 1981-2002, «У старого дуба» - 1982), чаще ель («Пасека» - 1988, «Ушан» («Вера») -1992, «Поклонение» -1993), а то и вовсе некое старое дерево с развалившейся кроной и рассохшимся чревом («Корни» -1990, «Крик в ночи» -1990, «Зов предков» -1999). Для художника деревья являются его корнями («Лунная ночь» - 1992, «Корни Ямбердэ» («Ямбердэ вож») -1992).

Женские образы оказываются важнейшими структурными элементами мироздания на картинах «Час ожиданий» (1990), «Закат» (1994), «Век» (2000-2001).

Художник разрабатывает мифологему явления или рождения белого коня из священного дерева. Лошадь становится символом, способным выражать самые разнообразные аспекты Бытия: время и энергию, красоту и гармонию, жизнь и традицию, прошлое и будущее («Белая лошадь», 1991-1992; «Белая лошадь» («Овда сола»), 1992; «Белая лошадь», 1993; «Лунный свет», 2002; «Белая лошадь и луна», 2002).

Художник постоянно обращается к сюжету: табун, мчащийся по бескрайней равнине («Красные кони», 1993-2002; «Радужный табун», 1992; «Вираж», 1985-1986). Любовь, материнство и детство облекаются в образ лошади и жеребенка («Мать», 1983-1994; «Преломление», 1996).

Большое внимание уделяет мужским архетипам вождя и мудрого старца: «Дед Мирон» (1986), «Даль памяти» (1990), «Поколение» (1997), «Святой» (2000), «Мой дед» (2003), «Чоткар» (2004). Зрелый муж, знающий языки природы, колдун, владеющий хтоническими силами - различные грани этого персонажа мифологии художник прописывает в работах «Юзо» (1992), «Лесной брат» (1999), «Лесной человек» (1995), «Марий чодыра» (1997), «Хозяин-медведь», «Хозяин леса» («Кожла мари оза», 2008). Рядом все более значительным и сложным становится образ медведя, который воспринимается зооморфной ипостасью вождя-мудреца.

Образы Ивана Ямбердова предстают перед зрителями в многоликом смысловом богатстве и неоднозначности.